Канул в Лету - суд может признать уклониста от алиментов без вести отсутствующим
Правительством РФ одобрен законопроект о введение поправок в гражданское правовое законодательство, а также в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми суды, рассматривающие дела по заилению о признании гражданина без вести отсутствующим, смогут выносить решения на основании материалов исполнительного производства, возбужденного в отношении должника в отделе службы судебных приставов-исполнителей.
Ранее у судей отсутствовали правовые основания принимать во внимание сведения о должнике, запрошенные у судебных приставов, при разбирательстве заявлений о безвестно отсутствующем гражданине. В результате должник не мог быть признан таковым, поскольку заявление о его розыске в полицию не поступало. В свою очередь полиция такое заявление не принимала, даже если бывшая супруга должника его пыталась подать. Ее разворачивали на 180 в направлении отдела судебных приставов, в котором в отношении него возбуждено исполнительное производство, и, соответственно, бремя розыска должника лежало на приставе-исполнителе. Белые пятна в законодательстве порождали порочную коллизию в такого рода ситуациях.
С введением поправок в гражданский процессуальный кодекс РФ бывшая супруга должника, злостного неплательщика алиментов, вправе обратиться в суд с требованием признания пропавшего мужа безвестно отсутствующим. В случае если пристав представит суду материалы исполнительного производства, из которых следует, что в отношении должника были приняты все необходимые меры для его розыска, однако по минованию 1 года с момента получения последней информации о нем, установить его местонахождение не представилось возможным, суд вынесет решение об удовлетворении заявления взыскателя. На деле это означает, что будет признан безвестно отсутствующим, а его дети будут поставлены на пенсионное обеспечение.
Таким образом, по мнению Министерства юстиции РФ:
На что, по нашему мнению, следует обратить внимание при вступлении Закона в силу. "Энтузиазм" большинства приставов-исполнителей при розыске должников давно снискал печальную славу среди взыскателей. К.п.д. розыскных мер практически равен нулю, если, конечно, сам должник не пришел и не сдался в руки приставов, либо взыскатель поработал Шерлоком Холмсом, либо заплатил какому-нибудь частному сыщику, в результате чего местонахождение должника было установлено. Несмотря на обширный ведомственный инструктив по теме розыска должников по исполнительному производству, на практике приставы не утруждают себя этой непосильной работой. В большинстве случаев на скрывающегося должника даже не заводится розыскное дело.
В свет новых поправок собранные приставами сведения о должнике могут составить доказательственную базу в суде. Поскольку отсутствие информации о его местонахождении после проведения комплекса розыскных мероприятий, это такие же допустимые доказательства, взыскателю плотно взаимодействовать с приставом, требуя от него реализации всех мер розыска в рамках его полномочий. А полномочия у приставов, целесообразно заметить, более чем широкие. Розыск должника может осуществляться совместно с правоохранительными органами, к услугам приставов учеты МВД РФ: розыскные, криминалистические и оперативно-справочные. Кроме того, приставы имеют доступ к базе данных неопознанных трупов, а также лиц, не способных сообщить о себе по состоянию здоровья или возрасту.
Алгоритм взаимодействия с приставами не отличается какими-либо особыми изысками. Все как обычно - периодически знакомиться с материалом исполнительного производства, подавать приставу письменные ходатайства о производстве того или иного розыскного действия, собственными силами пытаться добывать сведения о должнике и передавать их приставу. При малейших признаках бездействия пристава обжаловать его поведение в порядке подчиненности, либо, что эффективнее, в суд путем подачи административного иска о признании бездействия пристава имярек и старшего пристава этого отдела незаконными и необоснованными.