адвокат в Краснодаре8 988 3123544

Бесплатная консультация
Запись на прием
Узнать перспективы дела

Куда и как жаловаться на коллекторские агентства

Закредитованность населения, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), превысила все допустимые величины, и вызывает серьезные опасения у правительства и у Центрального банка РФ. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что максимальная долговая нагрузка приходится на граждан с низкими доходами. В результате в банках растут невозвратные кредиты - у должников просто нет достаточного дохода для их погашения.

Таким образом, банки и микрофинансовые организации вынуждены передавать проблемные долги по договорам цессии коллекторским агентствам. О, мягко говоря, своеобразных, подчас жестоких методах работы выбивателей долгов известно всем. Ниже представлены ответы руководства Управления федеральной службы судебных приставов на наиболее распространенные вопросы по данной тематике. Для экономии времени и для ясности понимания ответы изложены тезисно, без лишней воды и не несущего смысла пустого разглагольствования.

Жалоба в УФССП на действия коллекторского агентства

Как часто граждане жалуются на действия коллекторов?

Жалоб и обращений граждан очень много. Примерно 43% звонков и писем приходится на незаконность действий коллекторских агентств, 38% - на микрофинансовые организации, и 19% на кредитные учреждения. Звонят также и третьи лица - родственники, коллеги, друзья должника. Выраженное должником письменное согласие на такие обращения накладывает на службу судебных приставов обязанность провести по ним проверку и дать мотивированный ответ.

Подавляющее большинство обращений содержат жалобы на избыточное количество телефонных звонков от коллекторов или банков, СМС-сообщений и звонков в ночное время суток. Угрозы физической расправой личного характера к должнику или членам его семьи имеют место в менее чем в 1% жалоб.

Как строится работа судебных приставов на обращения в связи со слишком частыми звонками?

Федеральным законом № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" регламентирована деятельность коллекторских агентств и кредитно-финансовых учреждений. Согласно данной норме права эти лица являются профессиональными взыскателями. Законом предусмотрено их непосредственное взаимодействие с должником - телефонные переговоры и личные встречи. Также профессиональные взыскатели вправе направлять должникам голосовые и текстовые сообщения. Таких прав лишены любые организации, юридические и физические лица, не включенные в реестр кредиторов или не являющиеся кредиторами.

В силу требований указанного выше закона ведение аудиозаписей телефонных разговор с должниками является обязанностью коллекторов. Более того, сотрудник коллекторского агентства должен предупредить абонента о том, что производится запись телефонного разговора, назвать свою фамилию и должность. Данные аудиозаписи должны храниться в коллекторском агентстве в течение 3 лет с момента их осуществления. При рассмотрении жалоб должников, проводящий проверку сотрудник УФССП запрашивает эти архивные записи, и на их основании делает выводы о законности или необоснованности действий того или иного коллектора.

Как строится работа судебных приставов на обращения в связи со слишком частыми звонками?

Если кредитный договор содержит условие, предусматривающее возможность передачи кредитором долга третьему лицу, это означает, что заемщик с ним согласен, и в таком случае требования закона не нарушены.

Однако часто должники жалуются на микрофинансовые организации, которые выдали им кредит, а возврат долга требуют коллекторы. Задачей судебного пристава в данном случае является установление соответствия действий МФО требованиям статьи 14.57 Кодекса об административных правонарушениях. При выявлении нарушений требований законодательства о защите прав физических лиц при осуществлении с ними взыскания просроченной задолженности, судебный пристав составляет протокол административного правонарушения и обращается в суд для принятия решения об административном наказании.

Какие санкции грозят нарушителю?

Согласно части 4 статьи 14.57 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 50 до 500 тысяч рублей на граждан, и штраф от 100 тысяч до миллиона или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц. Суд также может назначить административный штраф юридическому лицу в размере от 200 000 до 2 000 000 рублей.

Как быть, если коллекторы угрожают физической расправой, запугивают родственников, нанесли на дверь оскорбительную надпись?

Эти действия образуют состав уголовного преступления, караемого санкциями Уголовного кодекса. Должнику, в отношении которого были применены подобные меры, рекомендуется собрать доказательства - документы, свидетельские показания, аудио и видео записи и обратиться в полицию в порядке статьи 141 Уголовно процессуального кодекса о совершенном преступлении. Проведение доследственных проверок не входит в компетенцию службы судебных приставов.

Полезная информация для должника

Коллектор вправе встречаться с должником не чаще, чем 1 раз в неделю. В будние дни - с 08-00 до 22-00, в праздничные и выходные дни - с 09-00 до 20-00.

Профессиональный взыскатель имеет право на телефонные звонки должнику - не более одного раза в день, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц, и СМС-сообщения - не более двух в сутки.

Через четыре месяца после дня образования просрочки должник вправе подать письменное заявление об отказе от взаимодействия с коллектором или банком. Он также может уведомить кредитора о дальнейшем своем взаимодействии с ним исключительно через адвоката.

События минувших дней
01 августа 2019
Охота с луками
Принятым законом физическим лицам разрешено использование арбалетов и луков в качестве холодного метательного оружия в охоте при оформлении соответствующих документов...
16 июля 2019
Правила продажи билетов
Подписан закон о порядке и правилах продажи билетов...
01 июля 2019
Передача долга по договору цессии
Верховный суд разъяснил, в каких случаях банк не вправе передавать долг заемщика коллекторам…
20 марта 2019
Раздел совместного нажитого имущества
Законодательно устанавливается продолжительность еженедельного общения ребенка с родителями после развода не менее 3 часов…
17 мая 2019
Оспаривание сделки купли-продажи квартиры
Верховный Суд разъяснил, как обезопаситься от действий недобросовестных супругов, пытающихся признать договор купли-продажи квартиры недействительным...
01 иая 2019
Ипотечные каникулы
Совет Федерации одобрил закон, предоставляющий заемщикам, оказавшимся в трудной финансовой ситуации, ипотечные каникулы...

Архив 2014-2019

юридические услуги