Судебное примирение и судебные примирители
В Гражданском процессуальном законодательстве появилась новая глава - 14.1 "Примирительные процедуры. Мировое соглашение", существенно расширившая применение примирительных процедур на основе добровольного волеизъявления сторон в судах общей юрисдикции. Аналогичная норма права введена в Арбитражный процессуальный кодекс и в Кодекс административного судопроизводства.
Стороны получили дополнительные механизмы для урегулирования конфликтов путем мирового соглашения, как непосредственно в ходе судебного разбирательства исковых требований, так и на стадии, когда судебный акт устоял в апелляционной инстанции, и решение суда вступило в законную силу.
Реализация примирительных процедур производится в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций с участием судебных примирителей в специальных комнатах примирения. Механизм примирения инициируется либо по ходатайству любой стороны (истца или ответчика), или по предложению председательствующего при условии согласия лиц, участвующих в деле.
Участие сторон в примирительных процедурах осуществляется исключительно на добровольных началах. Отказ от участия в примирении или от продолжения процедур примирения возможен на любой стадии переговоров. Для этого сторона должна письменно уведомить о своем решении суд и вторую сторону.
Какие требования применяются к судебным примирителям
Механизм примирения в суде подразумевает участие посредника в урегулировании спора. Согласно положениям главы 14.1 Гражданского процессуального кодекса, а также "Регламенту судебного примирения", представленному Пленумом Верховного Суда, к примирителям предъявляются следующие требования:
- иметь высшее юридическое образование;
- быть судьей в отставке;
- стаж работы судьей должен превышать 5 лет.
Примирителем не может быть назначен бывший судья, исполняющий должностные обязанности в государственных административных органах, являющийся финансовым омбудсменом или помощником сенатора либо депутата. Утверждение примирителей производится Пленумом Верховного Суда на основании специального списка отставных судей. Оплата труда примирителей осуществляется за счет казны Российской федерации.
Порядок судебного примирения
Инициированная судом (при согласии сторон) или ходатайством лиц, участвующих в судебном разбирательстве процедура примирения утверждается определением суда. Суд также определяет срок примирения. Участникам процесса предоставлены следующие права:
- из представленного Пленумом Верховного Суда списка выбирать примирителя;
- заявлять об участии в примирительных процедурах третьих лиц;
- предлагать порядок примирения, вносить изменения и коррективы в такой порядок в ходе примирительного процесса;
- заявлять ходатайства об увеличении срока для примирения.
Примирительные процедуры считаются оконченными при наличии одного из следующих обстоятельств:
- истек срок определенный судом для примирения;
- стороны пришли к мировому соглашению;
- стороны прервали процедуру в связи с недостижением договоренности;
- одна из сторон отказалась от иска или признала иск;
- сторона отказалась от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы;
- процесс прекращен примирителем ввиду очевидной невозможности урегулирования сторонами своего конфликта мирным путем.
При достижении целей примирения стороны составляют мировое соглашение, которое утверждается определением суда. Судебный примиритель и председательствующий судья должны убедиться, что заключенное соглашение соответствует нормам процессуального и материального права, не ущемляет права и охраняемые законом интересы сторон, а также в том, что участники процедуры единообразно понимают условия мирового соглашения.
Переговоры в качестве механизма судебного примирения
Указанной выше нормой права расширен перечень примирительных процедур. Кроме медиации и отмеченного выше примирения с участием судебного примирителя, введены также и переговоры. Посредник в лице примирителя в переговорах не участвует. Переговорный регламент определяется сторонами самостоятельно. Председательствующий в ходе судебного разбирательства, при наличии предпосылок, предоставляет возможность истцу и ответчику провести переговоры с целью мирного завершения конфликта. Переговоры проводятся в специальном кабинете в здании суда.
Процедура оформляется судебным определением. При положительном исходе переговоров заключается мировое соглашение. При невозможности достижения договоренности продолжается разбирательство исковых требований в судебном порядке.
Стимулирование истца на проведение примирительных процедур
Речь идет исключительно об экономическом характере стимулирования стороны процесса. Если конфликт будет разрешен путем процедуры судебного примирения в суде первой инстанции, то есть, истец и ответчик заключат мировое соглашение, 70% государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, будут возвращены истцу. Мировое соглашение, составленное и подписанное сторонами в суде апелляционной инстанции, позволит истцу вернуть себе половину суммы госпошлины. Завершение дела миром в кассационном или надзорном суде означает возврат 30% от суммы уплаченной государственной пошлины.
Мнение юриста
По утверждению законодателя введенные новации преследуют цели создания эффективного процессуально-правового механизма регулирования судебного примирения, который, в итоге, приведет к существенному уменьшению нагрузки на суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
За неимением сформировавшейся судебной практики по данной процедуре, рискнем предположить, что эффект от такого примирения возможно ожидать, но в незначительных масштабах. Суд воспринимается большинством граждан, как конечная инстанция для защиты и восстановления своих нарушенных прав. К ней прибегают в тех случаях, когда уже исчерпаны все способы урегулирования конфликта, в том числе, и путем бесчисленных, не приведших к ожидаемому результату, переговоров. Участие бывших судей в качестве посредников между сторонами в ходе судебного примирения также вызывают изрядную долю обоснованного скепсиса.
Во-первых, доверие граждан к судьям в нашей стране, увы, чрезвычайно низкое. Во-вторых, бывший судья будет, прежде всего, прислушиваться к аргументам сторон и оценивать силу приводимых ими доводов. И делать он будет это в ущерб поиску путей к примирению. На переучивание у него не будет ни времени, ни желания. Все это, разумеется, субъективные суждения, правда, основанные на практическом опыте.