Цена за товар на полке магазина отличается от цены на кассе
Обыденная ситуация - покупатель соблазнился низкой ценой товара, указанной на его ценнике на полке магазина, положил его себе в корзину, но на кассе кассир "пробивает" за этот товар другую, более высокую цену. Это один из способов недобросовестного персонала магазина украсть деньги у покупателя.
В числе злоупотребляющих этим методом отличаются некоторые торговые точки "Магнита". В сговоре участвуют несколько сотрудников - администратор зала, мерчендайзер (продавец, выкладывающий товар на полки магазина) и, естественно, кассир. Обычно покупатель вводится в заблуждение элементарным образом - ценники расположенных на одной полке по соседству с друг другом товаров умышленно смещаются в сторону таким образом, чтобы привлекательный товар, якобы, стоил дешево, либо его стоимость была ниже аналогичного товара в других магазинах.
Часто продавцы вообще не заморачиваются, и в ответ на возмущенные претензии обманутого потребителя просто объявляют, что только что произведена переоценка, и новый ценник должен был быть выставлен буквально только что.
Позиция Роспотребнадзора по этой проблеме
Все эти действия незаконны с позиции положений Федерального закона "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992. Согласно разъяснениям Роспотребнадзора от 21.02.2020 покупатель, оказавшийся в подобной ситуации, имеет право требовать продать ему товар по указанному на его ценнике номиналу.
Роспотребнадзор обратил особое внимание на то обстоятельство, что своевременное донесение до сведения потребителя достоверной информации о товаре, представленной в доступной и наглядной форме, исключающей двусмысленного трактования его стоимости, является прямой обязанностью продавца. Ценник должен отображать стоимость товара за его единицу или за вес.
Пошагово же, лично столкнувшемуся с подобным казусом потребителю, Роспотребнадзор рекомендует действовать следующим образом:
- потребовать у кассира вызова администратора магазина;
- поставить администратора в известность о расхождении стоимости товара, указанной на ценнике, и взимаемой на кассе;
- потребовать, чтобы товар был оплачен по указанной на ценнике цене.
В случае отказа администратора удовлетворить требование потребителя, необходимо подробно изложить обстоятельства произошедшего в книгу отзывов и предложений. Жалобу следует подписать, указав не только свою фамилию, но так же и номер телефона для связи.
Магазин не вправе отказать покупателю в предоставлении книги отзывов, иначе в отношении данного юридического лица могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Сам ценник целесообразно сфотографировать на камеру сотового телефона и сохранить для последующих разбирательств.
Если магазин отказал покупателю в удовлетворении его просьбы, необходимо направить заявление в письменной форме в территориальный отдел Роспотребнадзора. Интересующий его адрес покупатель может узнать из информации, размещенной в уголке потребителя в магазине, либо на официальном сайте надзирающего органа. К заявлению целесообразно приложить копию ответа магазина, а также фотографию ценника на товар и полученного в кассе чек-ордера.
Следует принять во внимание, что магазин должен оплатить покупателю разницу в цене товара между чеком и ценником и в том случае, если он произвел оплату, и уже затем обнаружил расхождение в стоимости товара.